​Работа над проектом – увлекательный процесс

Начальная школа

Работа над проектом – увлекательный процесс

Т.В. ТАИРОВА,
учитель начальных классов, лицей № 6 им. А.С. Пушкина, г. Голицыно, Одинцовский район, Московская область

Выпускник современной школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешного вхождения да в социум и адаптации в нем. Получить эти знания он может, если в обучении активно используются творческие методы, инновационные педагогические средства. Особое место занимает исследовательская (или проектная творческая) деятельность. Задача учителя не навязать эту деятельность, а суметь увидеть желание и стремление ученика в познании, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, сформировать положительную мотивацию к процессу самостоятельного приобретения и поиска новых знаний и получения результата своей деятельности. Учитель в этом процессе становится советчиком и координатором, гибко ведя процесс, в котором ведущую роль занимает младший школьник.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не упомянуть еще и о таком моменте, который иногда прослеживается в практике учителей, когда вся подготовка и работа перекладывается на плечи родителей, а ребенок выступает только в роли наблюдателя и докладчика. Это изначально полностью противоречит целям и задачам школьной исследовательской деятельности. Исследование и проект - это реализация творческого потенциала учащегося. Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что данный вид деятельности - увлекательный процесс, в котором нет неуспевающих детей. Они все погружаются в творческий поиск своих замыслов, идей, и, самое главное здесь - заметить у каждого ту искорку желания, из которой может разгореться пламя совместной деятельности учителя и ученика.

Предлагаю коллегам исследовательскую работу, которую выполнила моя ученица II класса Анастасия Панасенко. Моя задача состояла в том, чтобы помочь ей с удовольствием постигать новое и получить желаемый результат, а именно, найти ответы на все вопросы опытно-экспериментальным путем.
Тема исследования возникла случайно, когда у Насти появился вопрос: «Соль - это польза или боль?»
Вот что о том, как появилась эта работа, говорит сама Настя: «Как-то раз я пришла домой с прогулки. Когда я начала разуваться, заметила на своих новых сапогах какие-то странные белые разводы. Мама рассказала мне, что это соль, которой посыпают дороги города. Тут я задумалась, что такое соль и какую роль она играет в жизни людей?
Многие люди изучают различные предметы, объекты, их состав и свойства, а что мы знаем о том, что каждый день находится рядом, без чего мы не можем обойтись и используем ежедневно? Так случилось, что интересующий меня вопрос перерос в исследовательскую работу по теме: «Соль - это польза или боль?»
Целью моей работы явилось выяснение роли соли в жизни человека, когда можно считать соль другом, а когда соль является врагом, причиняя вред здоровью человека и окружающему миру.
Передо мной встали задачи, которые помогли мне узнать различные свойства соли, которые использует человек:
- выяснить, как люди узнали о соли;
- найти информацию о соли;
- изучить, насколько опасна и полезна соль для человека и окружающего мира;
- спросить у сверстников, что они знают о соли;
- провести опыты для выявления свойств соли;
- сделать выводы из своих наблюдений.
Сначала я начала собирать информацию из разных источников, изу-чала Интернет-сайты, справочную литературу, задавала вопросы взрослым, часто за помощью обращалась к своему учителю Татьяне Владимировне Таировой, которая в дальнейшем стала моим научным руководителем, помощником и путеводителем по тропинке, ведущей в мир науки. А что нового узнала я для себя, и какие тайны мне удалось открыть, вы можете узнать, если познакомитесь с моей работой».

«Соль - это польза или боль?»
Поваренная соль является важным компонентом человеческой пищи. Это самая распространенная приправа в мире, которая есть в каждом доме. Кто, где и когда впервые приправил свою еду солью – не знает никто, но считается, что человек начал употреблять соль около 5-7 тысяч лет назад. Происхождение слова «соль» связано с Солнцем. «Солонь» - старинное славянское название Солнца. «Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это считалось пожеланием добра, выражением гостеприимства. Солью расплачивались вместо денег (фото 1). В Римской империи легионерам платили жалование солью, отсюда и произошло слово «солдат» (фото 2).
А какая бывает соль и где ее применяют?
Наиболее дорогим видом соли является пищевая соль. Солерастворы – самый дешевый вид соли и применяется в промышленности. Низкокачественная соль - техническая, она используется при борьбе с обледенением.
Самая распространенная – поваренная пищевая соль. Она хорошо растворяется в воде и является очень важным веществом для нормальной и здоровой работы живого организма. Это один из немногих минералов, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. Люди используют соль не только в кулинарии, но и в других различных сферах: в быту, в медицине, в косметологии и пр.
Собирая информацию, я узнала такой интересный факт. В морской воде можно быстро научиться плавать, благодаря наличию в ней соли.
Я решила это проверить на опыте.

Опыт № 1. Наблюдение за яйцом в соленом растворе.

Для проведения опыта понадобится: 2 сырых яйца, 2 стакана, соль и вода.
1. Положила сырое яйцо в стакан с водой – яйцо опустилось на дно стакана.
2. В другой стакан с водой, добавляю соль и опускаю яйцо.
3. Яйцо в этом стакане плавает на поверхности воды (фото 3).
Вывод: соль повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть (фото 4). Это свойство соленой воды может способ-ствовать быстрому обучению плаванию.
А прочитав про то, насколько соль полезна и важна в жизни человека, я задумалась, сколько же соли надо употреблять человеку, чтобы она приносила пользу, а не вред? Оказывается, нужно быть очень осторожным с этим, казалось бы, безобидным минералом. Соль необходима для жизни человека, но ее избыток приводит к серьезным заболеваниям.
Кроме того, стоит отдельно рассмотреть ситуацию с использованием соли на дорогах зимой. Использование реагентов резко сокращает автомо-бильные аварии и травмы пешеходов при падении на скользкой дороге. Но почему именно соль? Потому что температура замерзания соленой воды гораздо ниже нуля градусов, поэтому мокрый снег не замерзает, а превращается в «кашу», которая легко счищается с дорожного полотна. Для того чтобы убедиться в достоверности этой информации, я провела еще один опыт.

Опыт 2. Незамерзающая вода.

Для проведения опыта понадобится: 2 стакана, вода, соль, морозильная камера.
Я взяла 2 стакана воды, в один добавила соль. Оба стакана поставила в холодильник. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла. Я оставила воду в морозильной камере и проверила ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу (фото 5).
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды. Именно это свойство соли используют при борьбе с обледенением на трассах и дорогах города.
Казалось бы, опять польза от соли. Но дело в том, что для таких сме-сей обычно используется техническая соль самого низкого качества, в ней содержится большое количество ядовитых веществ. И что же происходит дальше?
Соль наносит вред, так как возникает коррозия кузовных частей транспорта; соль разъедает колеса машин, выводит из строя металлические конструкции городской инфраструктуры (трубы, канализацию и т.п.).
Мне захотелось в домашних условиях проверить эту разрушительную силу соли.

Опыт 3. Металл и соль.

Мне понадобился металлический предмет (гвоздь), стакан, вода и соль.
1. Приготовила соляной раствор.
2. Опустила гвоздь в соляной раствор, затем достала, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей (фото 6).

От соли портится наша обувь и одежда. Хождение по соляным лужам сокращает срок ношения обуви в два-три раза, и я наглядно проверила это на старом ботинке.

Опыт № 4. Наблюдение за кожаным ботинком.

Мне понадобились старые кожаные ботинки, емкость, вода и соль.
1. Приготовила соляной раствор.
2. Поместила в него кожаный ботинок.
3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. На 3 день вся поверхность ботинка обросла кристаллами, образовалась плотная соляная корка. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка (фото 7).
Вывод: я поняла, соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Хочется заметить, что после долгих проб и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования соли на дорогах. В основном там используют каменную крошку. Есть страны, где вообще снег только счищают.
Меня заинтересовал вопрос, а как воздействует соль на животных, ведь у них нет на ногах ботинок и сапог?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы с мамой отправились в ветеринарную клинику нашего города «Асвет», где нам удалось поговорить с врачами, я получила ответы на свои вопросы. Врачи рассказали нам, что животные очень страдают от воздействия соли. Зимой отмечается увеличение жалоб на ожоги дыхательных путей и на химические ожоги лап (фото 8). В настоящее время зафиксированы серьезные проблемы с гуляющими вдоль дорог домашними животными. Владельцы вынуждены надевать своим питомцам специальную обувь (фото 9).

Самым нежелательным последствием применения технической соли является ее воздействие на почву: происходит засоление почв и водоемов, что приводит к гибели растений и животных. Это можно увидеть на примере еще одного моего опыта.

Опыт 5. Действие соли на растения.

Мне понадобилось комнатное растение, вода и соль.
1. Приготовила соляной раствор (растворила большое количество соли в воде).
2. Комнатное растение поливала соляным раствором 1 неделю (фото 10).
3. На 2 день после полива в нижней части стебли цветка появились кристаллы соли.
4. На 4 день кристаллами покрылась вся земля, начали опадать ли-стья.
5. Через неделю растение погибло (фото 11).
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль, постепенно накапливаясь и плохо вымываясь из почвы, губит все живое.

Изучая эту тему, мне захотелось поинтересоваться у сверстников, что они знают о соли. Я провела анкетирование. Результаты показали, что большая часть ребят не знает многих полезных и вредных свойств соли, плохо знает историю применения соли (фото 12).
Результаты анкетирования:
25 % ребят считают, что человек употреблял соль всегда, и ничего не знают о появлении соли.
41 % детей считает, что человек спокойно может прожить без соли.
53 % моих одноклассников отметили, что не знают о влиянии соли на здоровье человека.
32 % не знают о причинении вреда человеку солью.
50 % отметили, что соль употребляется только в пищу.
Никто из опрошенных не отметил использование соли в медицине, быту и косметологии.
В дальнейшем я постараюсь заинтересовать их темой своего исследования и с радостью поделюсь с ними полученной информацией.

Вывод: в результате работы я получила навыки исследователя, узнала много нового о свойствах соли. Пока я еще не могу полностью понять и использовать всю полученную информацию о соли, ведь уроки химии у меня еще далеко впереди, а значит, эта тема будет и дальше раскрывать для меня свои тайны. После выполнения этой работы у меня появился маленький девиз: «Чтобы планета не кричала от боли, бери только нужное количество соли!» (фото 13).

Сохраним и приумножим все живое на Земле,
Все изучим и поможем выжить в не простой борьбе.
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрешь.
Выживает там сильнейший, если слабый, то умрешь.
Человек ведь царь природы и порой он не поймет,
Если сгубит все живое, то и сам потом умрет.
Потому не спит наука, очень трудно ей сейчас,
Не смыкая глаз ночами, защищает нас от нас.
Пусть цветет и расцветает в млечном космосе большом,
Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом.
В. Амелин
Литература:
http://ru.wikipedia.org
http://www.google.ru
Б.А. Ракова. Соль. Использование реагентов и их последствия.
И.Я. Крикленко, Л.А. Буданов Опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Детские энциклопедии.

Неактивен